Balenciaga

Кристобаль Баленсиага — один из самых влиятельных творцов в истории моды. Произведениями кутюрье восхищались все мэтры индустрии, включая Габриэль Шанель, Кристиана Диора, Юбера де Живанши. Гениальные наряды сына рыбака и швеи носили представительницы королевских семей, богатейшие женщины мира. Будучи скрытным человеком, он не любил распространяться о своей личной жизни, но мы собрали все известные факты из биографии культового модельера.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ КРИСТОБАЛЯ БАЛЕНСИАГИ

Кристобаль Баленсиага Эйсагирре родился 21 января 1895 года в баскской Гетарии. Его отец — Хосе Баленсиага Басурто — был рыбаком, капитаном небольшого таможенного судна, а мать — Мартина Эйсагирре — работала швеей. Впрочем, глава семейства обладал недюжинными амбициями: он дважды избирался мэром города, благодаря чему познакомился с испанской королевской семьей и другими аристократами.
Однако, когда Кристобалю было 11 лет, Хосе неожиданно для всех умер от кровоизлияния в мозге. После его кончины будущий модельер начал помогать маме в ателье, возложив на себя ответственность за будущее старшей сестры Марии Августины и младшего брата Хуана Мартина. Благодаря помощи сына и обеспеченным друзьям Мартине удавалось сводить концы с концами. А одна из ее постоянных клиенток, маркиза де Каса Торрес, и вовсе сыграла ключевую роль в жизни Баленсиаги.
Она вдохновляла юношу собственной элегантностью, после чего познакомила Кристобаля с произведениями французских Домов мод. На протяжении нескольких месяцев он приходил на виллу Каса Торрес, чтобы внимательно рассмотреть каждую деталь дорогостоящего гардероба маркизы. По словам светской дамы, Баленсиаге было всего двенадцать лет, когда он сшил платье, превосходящие по качеству и уникальности многие наряды от ведущих дизайнеров.

НАЧАЛО КАРЬЕРЫ КРИСТОБАЛЯ БАЛЕНСИАГИ

Маркиза де Каса Торрес стала покровительницей мальчика. В 1907 году она отправила своего протеже на обучение в Сан-Себастьян, взяв все расходы на себя. Там Кристобаль стал подмастерьем в знаменитом ателье Casa Gómez. Спустя четыре года, несмотря на все еще юный возраст, он устроился в филиал парижского универмага Grands Magasins du Louvre на должность портного, а затем стал управляющим отделом женской одежды. Благодаря этой работе Баленсиага впервые посетил столицу Франции, где познакомился с Мадлен Вионне, которая убедила молодого человека открыть свой Дом высокой моды.
Начинающий кутюрье покупал наряды именитых модельеров, чтобы понять, каким должен быть крой, фурнитура. А в 1917 году он познакомился с Габриэль Шанель. Тогда основательница легендарного бренда тоже находилась в начале своего творческого пути, но уже снискала любовь аристократии. Знакомство во многом определило будущее Кристобаля в Париже, а их взаимное обожание длилось на протяжении всей жизни.
«Только он умеет раскроить материал, собрать творение и сшить его вручную. Только Баленсиага — кутюрье в прямом смысле слова, а остальные — просто модные дизайнеры», — отзывалась Коко о своем друге.
В 1919 году Кристобаль открыл свой первый бутик в Сан-Себастьяне, а через год его творения можно было приобрести в Мадриде. К тому времени одежду 22-летнего Баленсиаги носили все самые изысканные женщины Испании, включая королеву Анну, которая считала его величайшим человеком в мире моды.

ПЕРЕЕЗД В ПАРИЖ
Разгоревшаяся в 1930-х испанская гражданская война вынудила Кристобаля уехать в Лондон, приостановив бизнес. Однако дизайнер был мало кому известен в Великобритании, что осложняло поиск достойной работы. В результате он отправился в Париж, открыл бутик на улице Георга V и покорил привередливую столичную публику буквально с первого раза.
Дебютную коллекцию Баленсиага посвятил Испании. Тоскуя по дому, он вдохновлялся костюмами эпохи Возрождения, матадорами, церковнослужителями, танцорами фламенко. Газета Daily Express назвала его «молодым испанцем, который произвел революцию в моде», после чего модельер начал одевать самых известных женщин того времени, включая Элен Рубинштейн, Диану Вриланд, Мону фон Бисмарк и Дэйзи Феллоуз.
Впрочем, Кристобаль отличался от современников не только любовью к народным мотивам. Например, кутюрье полностью отказался от подкладок и кринолинов в зимней коллекции 1939 года, которую он посвятил испанскому живописцу Диего Веласкесу, начав активно играть на контрастах между легкими и плотными тканями. Про новаторство и уникальный взгляд Баленсиаги писали все глянцевые журналы, пока не началась Вторая мировая.



Политическая ситуация в мире заставила большинство модельеров приостановить творческую деятельность до конца войны, но Кристобаль закрыл двери своего бутика в Париже всего на полгода, продолжив работать для влиятельных клиентов. А в 1947 году кутюрье, скрывающийся от репортеров на протяжении всей жизни, становится лицом рекламной кампании своего первого сенсационного аромата Le Dix. Затем он выпустил парфюм La fuite des heures, после — Quadrille.

Тогда же Баленсиага начинает украшать вечерние платья необычной вышивкой, искать новые формы, экспериментировать с текстурами, ожидая громкого возрождения карьеры. В начале 50-х модельер отказывается от приталенных образов и делает акцент на широких плечах, свободном силуэте. Его новые платья — полная противоположность элегантному, романтичному стилю New Look Кристиана Диора, однако тот признает гениальность коллеги, называя его «учителем всех нас».

При этом Кристобаль не перестает искать что-то новое. В середине XX века он презентует общественности новаторскую тунику, а также асимметричное платье с «павлиньим хвостом». Позже Баленсиага вводит в моду наряды с высокой талией в стиле baby doll, пышные рукава, пальто-кимоно, форму кокона. Благодаря этим вещам коллекция 1959 года Empire Line становится кульминацией его творчества. Маэстро награждают орденом Почетного легиона за вклад в индустрию моды.

ВЫХОД НА ПЕНСИЮ И СМЕРТЬ

В 1960-х Баленсиага чувствует, как высокая мода отходит на второй план, а его здоровье постепенно ухудшается. Расцвет прет-а-порте вынуждает кутюрье начать рассматривать другие варианты заработка. Модельер отправляется в Америку, посещает фабрики по массовому производству одежды. Там Кристобаль понимает, что не хочет продавать готовые вещи. Впрочем, благодаря богатым клиентам модельер хорошо зарабатывает, поэтому его выход на пенсию откладывается на неизвестное время.

Несмотря на новые течения в индустрии, он продолжает поражать мир высокой моды. Одним из главных произведений того периода становится баснословно дорогой свадебный наряд, который Баленсиага подарил внучке маркизы де Каса Торрес. Фабиола де Мора-и-Арагон вышла замуж за короля Бельгии Бодуэна I в платье из плотного шелка с отделкой из норки. Спустя некоторое время королева подарила его Фонду Баленсиаги.
Дизайнер продолжал творить до 1968 года, пока студенты не разгромили Париж в результате акций протеста. На фоне майских событий Кристобаль молча закрывает свой магазин. Об этом даже самые верные клиенты модельера узнали благодаря газетам. Баленсиага отправился в Испанию, где погрузился в изучение истории страны. Судя по всему, он больше не планировал возвращаться во Францию, однако похороны Коко Шанель в 1971 году вынудили его ненадолго покинуть Валенсию. Пережив Габриэль всего на год, 23 марта гениальный модельер скончался от сердечного приступа в возрасте 77 лет.
Made on
Tilda