История белой майки

От итальянских рабочих до суперзвезд и инфлюенсеров: история белой майки.

Майки в рубчик последние сезоны стабильно держатся в списках главных трендов как мужской, так и женской моды. Разбираемся, откуда вообще взялся этот предмет одежды, как вышел на подиум и при чем тут алкоголики и расизм.

BETTMAN/GETTY IMAGES
Так вышло, что майка имеет в английском языке множество имен. Самое распространенное — tank top, и оно же отражает исторические корни этого предмета одежды: первым прообразом маек стали верхние части купальных костюмов (tank suits, от слова tank — «водоем, бассейн»), которые в 1920-е носили и мужчины, и женщины. До этого времени обнажать руки на публике приличным не считалось (так, в 1912 году, когда в программу Олимпийских игр включили женское плавание, участниц раскритиковали за «чересчур откровенную» форму), но ревущие двадцатые внесли свои коррективы.
Купальщики на острове Род, 1913
GETTY IMAGES
Эластичные материалы из спортивной области быстро перекочевали в повседневную: развитие трикотажного производства позволило создавать более удобные для повседневной носки вещи, нежели из тканого полотна. Майки наряду с футболками распространились как нижнее белье, мужчины надевали их под рубашки.
В книге «Мужественные манеры» Джеймс Уэйн так рассказывает о развитии судьбы маек в мужском гардеробе: «В регионах Южной Италии вроде Неаполя и Сицилии, где сошлись такие факторы, как теплая погода, экономическая бережливость и итальянский мачизм, майка начала свою эволюцию от нижнего белья к верхней одежде. На юге Италии мужчины, у которых было всего несколько рубашек, берегли их для воскресной службы, работы и особых случаев. Поэтому для обычных южно-итальянских мужчин, независимо от их телосложения, майка стала частью повседневной моды».
Итальянцы в кафе, 1952
THURSTON HOPKINS/PICTURE POST/HULTON ARCHIVE/GETTY IMAGES
Вместе с итальянскими переселенцами эта манера распространилась и в США: «В Америке мужчины, которые носили майки, олицетворяли итальянских guido: бедных, грубоватых, дерзких и в то же время сексуальных», — добавляет Уэйн. Слово guido — неуважительное американское прозвище итальянцев, что-то вроде «итальяшка». Были и другие подобные словечки, поэтому в американский обиход вошло несколько уничижительных обозначений маек вроде dago tee и guinea tee (оба слова — оскорбительные эпитеты в адрес итальянских иммигрантов). Это был язык расизма: профессор социологии колледжа Квинсборо Дональд Трикарико говорит, что в 1920-е многие американцы не считали иммигрантов по-настоящему белыми и социально изолировали этих представителей бедного рабочего класса.
Так за майкой закрепилась репутация неблагополучия. Масла в огонь подлил еще и случай 1947 года, когда мужчина из Детройта Джеймс Хартфорд — младший был осужден за избиение до смерти своей жены. Новость о преступлении, сопровождаемая снимком домашнего тирана в белой майке, попала в газеты. После этого майку называли не иначе как wifebeater — то есть вещь, которую носят те, кто бьет жен. В СССР было не лучше: майку называли алкоголичкой, намекая, что только крепко выпивающие граждане расхаживают по улицам в исподнем. Ну ладно, спортсменам тоже было можно, но суть оставалась прежней: майка — только как спецодежда или нижнее белье, а в повседневности носить ее было неприлично.

Марлон Брандо на съемках «Трамвая "Желание"»
IMAGO/LEGION MEDIA
Меняет все, как водится, кинематограф. В 1951 году выходит «Трамвай "Желание"» с Марлоном Брандо в главной роли, где его персонаж в белой майке, конечно, человек низкого социального статуса, но безусловно сексуальный. Дальше можно проследить регулярное появление очень конвенционально-маскулинных героев в майках: тут и Сильвестр Сталлоне в «Рэмбо», и Брюс Уиллис в «Крепком орешке», и Хью Джекман в «Росомахе». Предмет одежды, так хорошо подчеркивающий мышцы рук и тело в целом, входит в массовую культуру как атрибут мужественности.
Именно в такой ипостаси белая майка добралась до 1980-х. В то десятилетие она уже воспринималась как самостоятельный предмет гардероба, пусть и субкультурным оттенком — майки часто носили под кожанки и джинсовки представители разных движений, от хиппи до панков. Поспособствовал популярности маек и еще один момент: на рынок секонд-хенда хлынули складские остатки немецкой военной формы, и дедсток-запас маек, входивших в комплекты, стал широко доступен. Через субкультуры же стерлась граница гендерной принадлежности майки.
Dolce&Gabbana осень-зима 1990
DOLCE&GABBANA
В 1990-х майки наконец стали модным мейнстримом. Тут надо отдать должное Dolce&Gabbana, которые вспомнили про образ сексуального итальянского парня и, несколько романтизировав его, показали в кампании осень-зима 1990, а потом и вывели на подиум. Spice Girls выступали в майках, лишив мужчин этой монополии на сексуальность, tank tops любили носить Кейт Мосс и Мэрайя Кэри (кстати, она предпочитала как раз белые майки с лого D&G).
На пороге нового века неприятный термин wifebeater наконец публично обсудили и осудили, символично поставив точку в темной истории белой майки.
Made on
Tilda